Большинство предпринимателей начиная свой бизнес сталкиваются с непростой задачей выбора режима налогообложения.
Пытаясь разобраться в тонкостях и нюансах каждого вида очень важно не допустить ошибку, правильно просчитать и применять тот или иной режим. Хорошо, когда есть квалифицированный помощник — бухгалтер. Но что делать если его нет? И обратиться не к кому, да и лишних средств на наемного сотрудника пока нет, а самостоятельно вникнуть в суть не получается, ведь законодательный язык очень нагружен терминами и не всегда прост для понимания. На помощь вам придет наш блог. Мы постараемся изложить суть просто и доступно.
Для начинающих бизнесменов, которые еще не совсем разобрались в налоговом законодательстве, налоговый кодекс предлагает упрощенный режим налогообложения — УСН или «упрощенка». УСН заменяет собой три налога — НДС (20%), НДФЛ (13%) и налог на имущество (до 2% и кроме имущества, у которого определена кадастровая стоимость).
Не все виды деятельности подходят под УСН (ст.346.12 НКРФ). Рекомендуем ознакомиться с перечнем, а также с требованиями для предпринимателей на соответствие данному режиму:
- доход не более 150 млн. руб. в год;
- численность не более 100 человек.
На этом режиме возможны два варианта: вы учитываете только свои доходы от деятельности, либо ведете учет и доходов и расходов.
При этом только с доходов нужно будет платить 6 % налога.
А с разницы между доходом и расходом, то есть с прибыли — 15%, при условии, что в сумме эти 15% будут больше, чем 1% от всех доходов. Этот 1% называется минимальным налогом при данном варианте «упрощенки».
ПРИМЕР: ИП Харитонов решил оказывать риэлтерские услуги. Его предполагаемый доход составит 275 500 руб. в год, расходы, например, аренда офиса – 65 900 руб. в год.
Рассчитаем варианты:
База «Доходы»: 275 500 * 6% =16 530 руб.
База «Доходы минус расходы»: (275 500 — 65 900) * 15% =31 440 руб.
Проверим минимальный налог: 275 500 * 1% = 2 755 руб. < 31 440 руб. Платим тот, который больше по сумме.
Для оптимального выбора базы часто используют коэффициент отношения расходов к доходам: если К < 0,6 , то логичнее применять 6%, и наоборот, если К > 0,6 , то 15%.
В нашем примере:
65 900/275 500 = 0,24 – выбираем 6%.
А если увеличить расходы: 165 900/275 500 = 0,60 – выбираем 15%
Выбирая вариант учета «доходы минус расходы» нужно четко понимать, чем и как эти расходы подтверждать и оправдывать. Налоговая инспекция внимательно проверит все расходы на их обоснованность, то есть на документальное подтверждение, и экономическую целесообразность, то есть ИФНС должна увидеть взаимосвязь между совершенными затратами и непосредственно получением прибыли. Иначе данные затраты не примут к учету и доначислят налог.
Учет ведется в «Книге учета доходов и расходов», на ее основании ежеквартально делается расчет авансовых платежей по налогу, которые платятся в бюджет в течение года. В конце года составляется декларация, в которую вносятся общие данные за год из книги, а также суммы уплаченных авансов и делается расчет конечной суммы налога к уплате. Иногда может получиться, что в конце года образуется переплата по налогу, например, когда в одном из кварталов получен убыток от деятельности. Тогда по окончании года налог не уплачивается, а переплата переносится на следующий год либо возвращается из бюджета.
- Срок подачи декларации – до 30 апреля следующего года
- Срок уплаты налога – до 30 апреля следующего года
Сроки уплаты авансов – до 25 апреля, 25 июля, 25 октября текущего отчетного года.
1 квартал | 89 000,00 | 13 000,00 | 76 000,00 | 11 400,00 |
2 квартал | 61 000,00 | 7 000,00 |
Полугодие 130 000,00 |
8 100,00 |
3 квартал | 95 000,00 | 16 000,00 |
9 месяцев 209 000,00 |
11 850,00 |
4 квартал | 98 000,00 | 18 000,00 |
Год 289 000,00 |
Сумма налога к доплате 12 000,00 |
Минимальный налог | 343 000,00 |
1% от общей суммы доходов: 3 430,00 |
Пример:
Налоговая база для авансовых платежей рассчитывается нарастающим итогом, то есть к первому кварталу прибавляется второй – так получается сумма за полугодие, к полугодию прибавляем сумму третьего квартала – выходит сумма за 9 месяцев. К 9 месяцам добавляем четвертый квартал – общая сумма за год.
Авансовый платеж = База * 15% минус ранее уплаченные авансы
1 кв. = 76 000 *15% = 11 400
Полугодие = 130 000 * 15% — 11 400 = 8 100
9 мес. = 209 000 * 15% — 11 400 — 8 100 = 11 850
Сумма налога за год = База за год * 15% минус ранее уплаченные авансовые платежи
289 000 * 15% — 11 400 – 8 100 – 11 850 = 12 000
Не забываем сравнить сумму к уплате с минимальным налогом.
Вот такая не совсем простая «упрощенка». Здесь, как и в любом другом режиме, есть свои плюсы, минусы, поблажки, ограничения и подводные камни. Поэтому важно изучать нормативную базу и грамотно применять ее в своей деятельности для получения максимальной прибыли с минимальными затратами и отсутствием санкций за нарушения.
Сорочкина Екатерина