Единый налоговый платеж (ЕНП) для бизнеса – одобренная мера от Минфина. Такое новшество стало доступно для использования бизнес-субъектами. Попробуем разобраться, что такое ЕНП и какие налоги он покрывает.
Особенности работы ЕНП
Принцип работы ЕНП для бизнеса заключается в перечислении денежных средств в бюджет посредством одного платежного поручения. Он даст возможность осуществлять оплаты по таким направлениям:
- авансовые платежи;
- налоги;
- страховые взносы;
- пени, штрафы и пр.
В основе ЕНП лежит инструмент, ранее введенный для физических лиц. Его задача предельно проста: налогоплательщик вносит сумму, а налоговая службы в свою очередь направляет ее по назначению. При этом для ИП и юридических лиц есть масса нюансов, например, больше категорий налогов.
Пилотный проект пока тестируется на добровольной основе, начиная с июля месяца. Пока что форма заявления для участия в нем не утверждены. У бизнеса, перешедшего на ЕНП, появится новая обязанность –направление уведомлений:
- об НДФЛ не позднее 5-го числа месяца;
- об оплаченных суммах денежных средств не позднее чем за 5 дней до срока их перечисления.
За нарушение этого порядка плательщику налогов грозит штраф за каждый день просрочки. Если суммы платежа недостаточно для покрытия налогов с одной датой погашения, то единый налоговый платеж будет зачтен по каждому. Такое же условие действует, если произведенного платежа не хватит для оплаты пеней по штрафам, налогам и процентам.
Зачем это нужно
ЕНП может использовать не только сам плательщик налогов, но и 3-и лица. При этом они не смогут осуществить возврат средств. ИП или организация могут вернуть остаток платежа, который не был зачтен налоговой службой. Схема возврата такова:
- ИП или компании нужно подать заявление в налоговую службу;
- налоговый орган решает вернуть остаток ЕНП или нет в течение 10 рабочих дней;
- средства следует вернуть в течение 30 дней с момента подачи заявления.
Если сорван срок возврата средств ИФНС должна заплатить определенный процент согласно ставке Центробанка за каждый день просрочки.
Преимущества и недостатки
Скорее всего ЕНП получит одобрение от ИП и руководителей организаций, поскольку плюсов у данного инструмента предостаточно:
- На текущие долги не надо делать платежки. Можно перечислять ЕНП и следить за его остатком.
- При заполнении платежных поручений будет допущено меньше ошибок. Все средства идут на единый счет и распределяются ИФНС самостоятельно.
- Снижение нагрузки на инфосистемы.
- Упрощенный расчет с бюджетом: для перечисления ЕНП следует указать лишь ИНН плательщика налогов.
На этапе введения новшества ИП и организациям потребуется немного времени, чтобы адаптироваться к новым порядкам. Так как видов платежей ЕНП будет немало, то, соответственно, и уведомлений будет столько же. А значит увеличится нагрузка на компании и ИП. Насколько удобно данное новшество покажет только время, а пока что проект действует в пилотном режиме.