Регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя

Действующие законы РФ о соцстраховании на случай временной потери трудоспособности и материнства, а также о страховании от несчастных случаев и профзаболеваний не обязывают всех индивидуальных предпринимателей регистрироваться в ФСС. Регистрация в Фонде необходима только ИП-работодателям либо предпринимателям, заключившим гражданско-правовой договор и обязанным уплачивать страховые взносы.

Регистрация ИП в ФСС

С 6 сентября 2019 года действуют обновленные правила регистрации ИП в качестве страхователя в ФСС и снятия их с учета, утверждены новые бланки заявлений. В данной статье мы выясним, в каких случаях на сегодня необходимо становиться на учет в Фонде соцстрахования, в каком порядке проходит процедура и какие для этого нужны документы.

Какие функции выполняет Фонд социального страхования

Ключевая задача организации – предоставление финансовой поддержки населению при рождении детей и необходимости ухода за ними, потере трудоспособности, возникновении профессиональных недугов, смерти родственника.

Внебюджетный фонд нынче ответственен за расчеты взносов и выплаты работникам компенсаций при несчастных случаях и профболезнях. До 2017 года в его функции входило также администрирование взносов, связанных с временной нетрудоспособностью и уходом за детьми и переданных ФНС.

Кому и когда необходимо становиться на учет в ФСС

Регистрация ИП в ФСС как работодателя в 2019-м является обязательной при:

  • найме на работу сотрудника и заключении трудового договора;
  • подписании гражданско-правового соглашения, в котором закреплена обязанность по уплате страховых взносов.

ИП без наемного персонала, а также если сделки не предусматривают необходимости страхования, регистрироваться в Фонде нет необходимости.

Регистрация ИП

Хозяйственные субъекты, заключившие вышеупомянутые договоры, обязуются зарегистрироваться в ФСС на протяжении 30 дней после оформления первого документа о трудоустройстве. При нарушении этого срока предпринимателю грозит штраф в размере 5 тысяч, при просрочке свыше 90 дней – 10 тысяч, за осуществление деятельности без регистрации более длительный период – 20 тысяч рублей.

Куда обращаться и какие документы следует подготовить

Порядок регистрационного учета утвержден в 2016 году приказом Минтруда и соцполитики № 202н. Страхователь обращается в отделение ФСС по месту жительства и подает:

  • заявление, образец которого можно найти в приложениях к Административному регламенту, утвержденному приказом Фонда № 215 в апреле 2019-го;
  • копию паспорта предпринимателя (не наемного работника);
  • копии трудовых книжек либо договоров/гражданско-правовых контрактов.

В заявлении указываются:

  • наименование территориального органа соцстрахования;
  • Ф.И.О., адрес проживания ИП;
  • паспортные данные;
  • e-mail;
  • ИНН;
  • регистрационный номер предпринимателя;
  • адрес органа ФНС, в котором хозсубъект состоит на учете.

При заполнении бланка следует также выбрать желаемый способ получения уведомления.

Если пакет документов предъявляется представителем, понадобится оформить доверенность. Заявку можно как подавать лично, так и отправить по почте либо через Единый портал госуслуг – в электронной форме. При личной подаче документов необходимо взять с собой оригиналы, инспектор сверяет их с копиями. Можно также предъявить копии, заверенные нотариусом.

Пакет документов

Для электронной регистрации нужно зарегистрироваться на портале услуг, заполнить поля онлайн-заявления, скрепить документ цифровой подписью.

Страховая организация на протяжении трех рабочих дней:

  • заносит данные о субъекте предпринимательства в реестр;
  • присваивает ему регистрационный номер, код;
  • определяет степень риска профессионального травматизма;
  • назначает сумму взносов.

В результате регистрации в ФСС в 2019 году ИП получает уведомления:

  • о прохождении регистрационной процедуры;
  • суммах отчислений с зарплат персонала. Тарифы зависят от степени профессионального риска и рассчитываются в индивидуальном порядке специалистами фонда. Процентные ставки составляют от 0,2 до 8,5%.

Постановка работодателя на учет в ИФНС происходит автоматически, заявление не требуется. Налоговики узнают о найме сотрудников во время сдачи ежеквартального расчета и перечисления взносов в страховой фонд.

Постановка работодателя на учет в ИФНС

Обязанности ИП-работодателя перед ФСС

Законный страхователь наемных сотрудников:

  • ежемесячно до 15 числа перечисляет взносы в Фонд;
  • ежеквартально сдает отчетность по совершенным отчислениям и больничным листам по форме 4-ФСС. Если сотрудников менее 25, документ принимается в бумажном виде, при большем количестве персонала – исключительно в электронном (до 20 числа месяца, который идет за отчетным периодом).

Особенности снятия с учета в страховом фонде

Процедура проводится после увольнения последнего сотрудника. В ФСС подаются:

  • заявление (образец – в приложении к Административному регламенту);
  • приказ об увольнении;
  • отчетность.

Инспекторы организации проверяют взаиморасчеты. При обнаружении задолженности обязательство необходимо погасить, без этого снятие с учета невозможно. Если физлицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, планирует работать без использования наемной рабочей силы лишь временно, сниматься с учета в учреждении соцстрахования необязательно. В данный период достаточно отправлять нулевые отчеты.

Особенности снятия с учета

Выводы

На сегодняшний день ИП все еще обязаны самостоятельно регистрироваться в качестве страхователя на случай травматизма и профессиональных недугов. При этом за нарушение сроков регистрации в ФСС ИП-работодателя предусмотрены штрафные санкции. Предприниматели могут подать заявку в местное отделение Фонда лично, через представителя по доверенности либо в электронной форме. Напомним также, что с 2019 года действуют новые бланки заявлений.

Субъекты предпринимательства обязаны совершать ежемесячные перечисления взносов и предоставлять квартальные отчеты.